Юная российская киноиндустрия набирает силу — мы самый посещаемый рынок Европы и одни из лидеров мировой экономики по количеству контента и сборам. В ближайшие годы Россия будет с очень мощным собственным кинематографом и с превосходно налаженным зарубежным сбытом. Когда Голливуд вернется, а он вернется неизбежно, у нас будет уже другой рынок и другие условия…
Все эти громкие заявления можно было услышать от программного директора Московского международного кинофестиваля Ивана Кудрявцева 14 марта в стенах Дома Ростовых, где проходила очередная встреча в рамках «Актуальной критики» – совместного проекта Ассоциации союзов писателей и издателей России и Школы критики им. В.Я. Курбатова.
До 2022 года Голливуд давал семьдесят процентов выручки всем российским кинотеатрам. И стало ясно, что нераскрытого потенциала у нас было столько, что мы сами, собственными силами, спасли в нынешних условиях кинотеатральную сеть. Первый квартал этого года в денежном выражении лучший за всю историю современного проката: восемьдесят четыре процента прибыли принес наш собственный контент.
Опять громкие слова? Они легко подтверждаются цифрами.
Нигде, кроме Индии и Китая, локальный контент не дает больше половины сборов. Контрольный пакет сбыта у Голливуда. Даже в Индии, где кино смотрят на родном языке, – все равно американское производство или партнерство с ними. Один Китай решает, кого пускать на свой рынок, а кого нет. И Голливуд, нужно сказать, действует там достаточно гибко – переснимают целые куски фильмов, убирают все, что может не нравиться китайской цензуре ради рынка. В прошлом году в топ-10 китайского проката не было ни одного голливудского фильма, а ведь Китай — это крупнейший кинорынок мира.
Отдельно Иван Кудрявцев остановился на важнейших новинках российского кино.
— «Вызов» — это самое мощное, глобальное событие и одна их вех в истории кино, — уверен Кудрявцев. — Этим фильмом мы вписали себя и в историю кино, и в историю космонавтики. Так еще не снимал никто и никогда. Это грандиозный эксперимент. «Вызов» точно был бы успешен в мировом прокате и собрал бы десятки миллионов долларов, а может быть, и сотни… Русские сняли фильм в космосе! Это о многом говорит. Значит, с ними нужно считаться.
«Праведник» и «Воздух» Карцев назвал фильмами о любви, которая спасла людей во время войны и без которой они не смогли бы победить фашизм.
— Кто смотрел «Праведника»? — спрашивает Иван у зала.
Несколько человек подняли руки.
— Мало… А «Воздух»?
Та же картина.
— Мало. Ну я вам расскажу! Здесь любовь — не аттракцион, а главный двигатель фильма. А почему это так популярно? Люди ведь не только развлекаться хотят. Нет, конечно, «Чебурашка» тоже нужен… А «Слово пацана»? Кто смотрел?
Поднятых рук гораздо больше.
— Я посмотрел только четыре серии, но благодаря этому сериалу у меня с сыном, которому семнадцать лет, появилась общая тема для разговора. А это бесценно.
Из зала спрашивают про цензуру и про то, может ли Россия как-то повлиять на такие вещи, например, когда на Западе Наташу Ростову играет афроамериканка (видимо, имеется в виду электропоп-опера «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года», которую поставили в бродвейском «Империале» восемь лет назад; тогда в России американский мюзикл приняли неоднозначно).
— Но ведь классика на то и классика: она для всех, каждый имеет право на свою интерпретацию, на диалог с ней, — отвечает Карцев. — Дальше решает зритель. И время.
— Может быть, нам вернуться к советской традиции, к таким фильмам, в которых виден накал душевной работы? — звучит еще один вопрос.
Отвечая на него, директор Московского кинофестиваля, говорит о сегодняшних показах советских фильмов, об экономической целесообразности такого предприятия и искушенности зрителей. Но главное все же остается без ответа: современному российскому кинематографу до советского действительно далеко. И дело не столько в государственном управлении, отсутствии или наличии цензуры и кассовых сборах – тайна настоящего кино, кажется, в чем-то другом, и разгадать ее может только зритель.
Проект «Школа критики» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.