Василий Нацентов

«Кинокритик – это социальная нагрузка»

— А надо серьезно или можно прикалываться? – сразу спрашивает главный редактор журнала «Искусство кино» Никита Карцев. Ведущая вечера Анастасия Черникова, автор телепрограммы «Индустрия кино» и телеграм-канала «Стоп, снято!», прикалываться разрешает, но Карцев все-таки не решается. В «Актуальной критике» всегда все серьезно.

— Кто такой кинокритик?
— Тот, кто пишет рецензии про кино.
— Что такое кинокритика?
— Анализ.

Впрочем, не так все просто.

Есть много способов говорить про кино. Для кого-то важны свет и тень, кто-то, например, останавливается на сюжетах из одного приема. Приближение может быть на самом деле бесконечно. Сегодня мы пришли к тому, что пользовательские рецензии стали настолько влиять на ход развития отдельных фильмов и всей киноиндустрии, что зрителей теперь можно назвать полноценными соавторами в прямом смысле этого слова.

Никита Карцев начинал свой профессиональный путь в «Московском комсомольце». Дебютной публикацией стало интервью со знаменитым Славой Цукерманом, которое Никита редактировал семнадцать раз, прежде оно было напечатано.

Однажды на пресс-подходе Харрисон Форд сказал Карцеву, что секрет успеха – быть полезным, каждый день доказывать, что ты нужен.

— В телевизоре, — признается Никита, — я просто болтаю. Это жанр такой. А когда пишешь, совсем другое дело. Я всегда хотел быть писателем. Первый раз я попал в кинотеатр в шестнадцать лет. Кинокритиком я не хотел быть никогда — трясина засосала.

Про трясину, конечно, шутка. Правда, до выступления в Доме Ростовых главный редактор культового журнала подметал пол на редакционном складе, который ликвидировали из-за финансовых трудностей. № 1/2 за 2023 год стал последним бумажным номером. И хотя «Искусство кино» продолжает существовать как интернет-издание, последняя новость на сайте датирована 27 сентября прошлого года – это новость о запуске лаборатории киномысли «30-е. Новое время», которая посвящена переосмыслению и изучению 1930-х через фильмы и лекции специалистов.

По истории журнала «Искусство кино» действительно можно изучать историю страны.

В сталинское время, когда интернационализм и индивидуализм, присущий авангардным двадцатым, стал сменяться державностью, было, как и положено, достаточно славословий в честь партии и ее вождя, но все-таки продолжали выходить теоретические работы Эйзенштейна, Пудовкина, Шкловского. И даже после постановления 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» полуофициальная живая жизнь продолжала теплиться в редакции. Потом была оттепель, полная света и надежды. Застой. Перестройка. И наши постсоветские тридцать лет, закончившиеся как будто неожиданно, в одночасье.

Что такое сегодня «Искусство кино»? Мировоззрение. Ценности. Архив. Поиск ключа к осмыслению все время уворачивающейся реальности. Наконец, площадка для переговоров. Последнее кажется теперь наиболее важным. Как и в прежние годы, журнал остается не просто зеркалом времени и страны, не только отражает, но и повторяет процессы, происходящие вокруг.

А российское кино? Какое оно сегодня? В документальном проекте «Кино 3.0» Никита Карцев вместе с режиссером Ланой Дружининой рассказывает об истории кино на фоне истории страны. Или наоборот? Сравниваются новости федеральных телеканалов с фрагментами фильмов того же периода, когда событие, волнующее общество, появляется в кино. Со временем этого становится все меньше и меньше, появляется запрос на известные советские подвиги, на добрые мультфильмы и сказки, на эскапизм, в конце концов.

— Это нормально, — считает Карцев, — так делают везде. Массовая культура должна быть понятна, знакома, но актуализирована. Мы должны себя чувствовать в одной культуре. Для качественного кино есть, например Центр «Зотов» или Дом культуры «ГЭС-2». Доезжает до нас и фестивальное кино.

Из зала Никиту спрашивают, не думал ли он о том, чтобы снять фильм о Донбассе.

– И без меня есть желающие говорить об этом. Есть, например, прекрасный фильм Симона Леренга Вильмонта «Лай собак вдалеке». Один из лучших фильмов на эту тему. Он подан с общечеловеческих позиций. Чтобы достичь такого просветления, должно пройти время. Да и потом жизнь меня привлекает куда больше, чем смерть.

Да, жизнь важнее смерти. Даже героической. Теперь это нужно повторять как мантру.

Никита Карцев прав: нынешняя русская жизнь действительно опережает искусство. В отличие от жизни американской, например, где искусство, естественно, ничего не исправляет, но все-таки делает многие сложные и важные вещи более привычным. Наше советское кино 1970-х – прообраз современного Голливуда. Если бы мы взяли на себя смелость не подражать им (а мы, к сожалению, почти всегда только этим и занимаемся), у нас могло бы появиться что-то по-настоящему интересное и такое необходимое сегодня.

Проект «Школа критики» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.